Первого мая в квартиру на третьем этаже лома по улице Топоркова позвонили офицеры и бойцы центра специального назначения «Альфа». Они приехали сказать Вячеславу Николаевичу и Елене Валерьевне Зиненко, что их сын Виталий погиб при исполнении служебных обязанностей.
Мы не можем рассказать, каким он был солдатом, какие подвиги и где совершил. Но то, каким он был человеком, другом, — об люди, которые его знают, могут рассказывать и рассказывать.
Многие из тех, кому сейчас лет 25, знают Виталия. Он учился в школе № 5, увлекался путешествиями, историей, краеведением, играл в детском театре «Встреча», ходил в экспедиции «Под княжеским стягом» и был бессменным взводным в клубе «Сокол».
Тем, кому сейчас 25, повезло. В начале двухтысячных жизнь молодежи в Александрове кипела, и всем можно было найти занятие по душе. С детства Виталий занимался в театре «Встреча». Его там звали «наш генерал». Не только из-за одной из его ролей, но и потому, что всегда держал свое слово, и если возникали какие-то трудности, мог организовать ребят и найти выход и решение. Татьяна Евгеньевна Ехменина, руководитель театра, вспоминает, как он играл старшину Васкова в спектакле «А зори здесь тихие». Надо было видеть, рассказывает она, как смог Виталий, еще совсем мальчишка, передать бережное, отцовское отношение своего героя к своим подчиненным, этим молодым девчонкам. И когда они погибают одна за другой, насколько глубоко и по-настоящему он переживал за
каждую из них. Эго невозможно сыграть. Эго была его сущность. Он очень любил людей.
"Моя профессия будет на "А«— говорил он, — рассказывает мама Виталия, Елена Валерьевна. Он выбирал между актером, архитектором и археологом. И не просто выбирал, он попробовал каждую из этих профессии. Еще в школе, но вполне серьезно. Как актер он рос в театре у Т.Ехменной. Он мог бы и архитектором стать, закончил Детскую школу искусств по классу изобразительного искусства. И показательно то, что уже тогда его нравственным идеалом был Александр Суворов. Портрет легендарного русского маршала, написанный маслом Ольгой Смирновой, висит в комнате Виталия. А ниже — его армейские фотографии.
Он мог бы быть и археологом. Основательно занимаясь краеведением, Виталик участвовал в научной работе. И тому много подтверждений. Это и грамоты за лучшие научные доклады на краеведческих конференциях, и дипломы за участие в викторинах и конкурсах. А еще он два раза ходил в экспедиции «Под Княжеским стягом». Это были первые экспедиции, когда все только начиналось, и вместе со школьниками и краеведами рюкзаки по рекам и полям носили и самые неформальные работники городской администрации Илья Павлов и Галина Истомина.
Ничто, что было интересного в Александрове, не прошло мимо Виталика Зиненко. И сейчас понятно, что когда он стал участником военно-патриотического клуба «Сокол, это было закономерным и логическим шагом в судьбе молодого человека.
Хотя в случае с Виталием Зиненко нельзя сказать, что его жизнь — это что-то постепенно развивающееся. Он как был актером, так и оставался, как воспитывал молодежь, так и продолжал это делать. Среди грамот, бережно хранящихся в семье, есть грамоты за победу в конкурсе чтецов в институте, благодарность от директора школы в п.Забайкальский за работу со школьниками во время полевой практики курсанта В.Зиненко.
Его жизнь, как река, которую питали все новые и новые притоки, неслась вдаль. Никто не ожидал, что к 26 годам она уже впадет в другую реку — реку вечности…
Военно-патриотический клуб «Сокол» в начале двухтысячных в Александрове был как подарок судьбы для города и мальчишек и девчонок, которые в нем занимались. Клуб организовал и все время возглавлял моряк-подводник Василий Иванович Погодаев. Занимались соколята в тогда еще существовавшем районном ДК, была у них форма, расписание тренировок, изучение морского и военного дела. Как красиво и серьезно соколята чеканили шаг на александровских парадах в День Победы за своим командиром — боевым офицером в военной форме и с кортиком. «Виталик был у нас взводным, моей правой рукой. Он никогда, ни разу не подвел ни меня, ни ребят», — говорит Василий Иванович.
Желание быть военным в результате стало преобладающим. С какого-то времени Виталий Зиненко стал серьезно заниматься и воинскими практиками, и физической подготовкой. Он поступил в Школу Армии, кадетский корпус в Киржаче. Как рассказывает директор школы Валерий Карамин, Виталик никогда не пропустил ни одного занятия. Для этого ему приходилось ездить в Кижач чуть ли не каждый день и иногда оставаться ночевать у ребят в казарме, поскольку занятия заканчивались поздно вечером. А утром — в Александров, в школу.
И вот Виталий закончил школу. Он закончил ее очень хорошо. Его имя записано в окружную Книгу почета, выпуск 2004 года. После школы поступил в Голицынский пограничный институт ФСБ России. И вот, пожалуйста, он все тот же, каким был. С первого курса — младший сержант, сержант, старший сержант. То есть, лидер курса. Вот, первое место в кроссах на 5 км с полной выкладкой и соревнования по поднятию гири 25 кг, результат — 152 раза. В институте его так и называли «мастер спорта по спорту». Он был мастером любого спорта. И это не молва, вот, пожалуйста, наградной знак — «спортивная гордость института». Вот благодарности руководства института родителям за воспитание сына.
После института Виталий Зиненко прошел строгий отбор и был зачислен в Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России. Он был верен себе: как говорил, что его профессия будет на «А», так и получилось. Нет, но архитектор, не актер, не археолог. Боец группы «Альфа» — стало его профессией на «А».
В день памяти, на сороковой день со дня смерти, сослуживцы Виталия Зиненко приехали в Александров. Суровые люди, хотя по лицам видно, что им нет еще и тридцати. Только командир постарше. Они говорили, то Виталий был одним из самых перспективных сотрудников, прекрасным товарищем, настоящим человеком. Скупые слова военных людей, чья профессия — борьба с террористами, бандитами и торговцами «белой смертью». И это все равно был тот же Виталий, о котором рассказывали его друзья, школьные учителя. Почтить память товарища по оружию пришли руководитель и сотрудники александровского и владимирского ФСБ.
Фотоальбомы хранят счастливые моменты жизни человека. Поездки по историческим местам, спектакли, друзья, выпускной, родители, сестренка Даша. Вот свадебные фото, венчание, ЗАГС. В ЗАГС Виталий и его невеста, Виктория, приехали на конном экипаже. Они были красивой и счастливой парой. И впереди у них была большая, счастливая, неведомая жизнь. Но половину этой жизни оборвала пуля.
Виталия Зиненко похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве, на аллее Славы. Руководство школы № 5 ходатайствует о том, чтобы на фасаде школы, где учился старший лейтенант, установить мемориальную доску. Есть предложение дать имя Виталия Зиненко военно-спортивной игре «Зарница», которая проходит в нашем районе.
И очень хочется сказать родителям Виталия большое спасибо за сына. Это вы, Вячеслав Николаевич и Елена Валерьевна, вырастили его смелым, добрым, умным человеком, настоящим патриотом своей Родины. Это в атмосфере вашего дома он научился встречать все трудности улыбкой и неизменным оптимизмом, как Елена Валерьевна, и настоящей мужской мудростью, как Вячеслав Николаевич. А нежная и хрупкая сестренка Даша, наверное, всегда была воплощением того светлого и доброго, что надо защищать изо всех сил и до последней капли крови. И как настоящий мужчина, настоящий защитник своей Родины, он защищал нас до последней капли крови от терроризма и наркотиков.
Память о Виталии Зиненко всегда будет в сердцах тех, кто его знал, они расскажут о нем новым поколениям александровских детишек. Как рассказывали и ему когда-то о патриотах земли русской. И не прервется связь поколений героев нашей страны, и им всегда будет на кого равняться.