Свежии расклады сил и политические движения.
расширение присутствия различных террористических и экстремистских группировок на территории страны, а также переориентация ряда отрядов Движения «Техрик-и-Талибан» (ДТ), основу которых почти на 100 % составляют пуштуны, со своего духовного лидера и почти наместника Пророка на земле — Муллы Омара, на эмира только что провозглашенного «Исламского Государства Хоросан» (ИГХ) — Абдулрауфу Ходиму (по информации талибов, «…Абдулрауфа Ходиму настигла смерть предателя; и это не ракета с американского БПЛА недавно поразила его, а это была справедливая казнь отступника Муллой Омаром»).
О вновь созданной структуре ИГХ — фактическом филиале ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») в странах Пакистан, Афганистан, Бангладеш и некоторых регионах Центральной Азии, сегодня пока известно очень мало.
Вместе с тем, большинство лидеров ДТ выражают недовольство открытым предательством лидеров этих отрядов (перебежчиков), считая их отступниками от основных правил поведения пуштунов — «пуштун вали». Например, многие другие лидеры отрядов талибов, а их все-таки сохранилось большинство, в очередной раз продемонстрировав верность своему лидеру — Мулло Омару, приказали своим отрядам вступать в жесткое противостояние с предателями из ИГХ на всех подконтрольных группировке территориях.
Ополченцы группировки «Марг» поклялись защищать свои земли от врагов Афганистана с оружием в руках
И они явно не одиноки в своем стремлении открыто сопротивляться боевикам ИГИЛ. В нескольких афганских провинциях пуштуны начали объединяться против возможной угрозы со стороны ИГХ/ИГИЛ в так называемые «силы сопротивления». Так, в северной афганской провинции Балх формируются отряды ополченцев под названием «Марг» («Смерть»). Ополченцы группировки «Марг» поклялись защищать свои земли от врагов Афганистана с оружием в руках.
Фактически, в настоящее время мы являемся свидетелями начавшегося нового противостояния между вновь зарождающимся террористическим образованием — «Исламское Государство Хоросан» и пуштунскими отрядами «Техрик-и-Талибан» (оставшихся верными Мулло Омару). Будет ли такое противостояние активным — определят задачи, которые поставят перед многочисленными полевыми командирами финансовые спонсоры «всемирного джихада» (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и другие). Судя по тому, что внутренняя ситуация в Афганистане продолжает стремительно меняться, то последствий от серьезных действий с обеих сторон ожидать осталось недолго.
Однако невозможно не заметить и появления новой тенденции. Молодые талибы, все дальше и дальше отходят от т. н. кодекса «пуштун вали» и теперь для них финансовая и материальная составляющие значат гораздо больше, чем заветы предков.
— сохранение сокращенного военного присутствия США и НАТО в Афганистане после окончания обучения местной армии и сил безопасности инструкторами Альянса.
В настоящее время в Афганистане находится 10-тысячный корпус американских войск
В настоящее время в Афганистане находится 10-тысячный корпус американских войск, а также 3 тысячи военнослужащих стран НАТО. По планам США, к концу 2015 года в стране должны остаться 5 тысяч американских военнослужащих, а к концу 2016 года из Афганистана должны были уйти все иностранные войска. Вместе с тем, командующий силами коалиции в Афганистане американский генерал Джон Кэмпбелл, сообщил, что страны-участницы НАТО планируют создать в Кабуле военную базу на постоянной основе.
При этом президент Афганистана Ашраф Гани в марте 2015 года поддержал продление срока присутствия в стране американских военнослужащих. По его словам, большинство граждан страны нуждаются в дальнейшем присутствии войск США и НАТО, а заявления о том, что афганцы выступают против этого, не соответствуют действительности.
Для справки: Войска стран западной коалиции находятся в Афганистане с 2001 года. По различной информации, за это время там погибло около 3,5 тысяч иностранных военных, включая примерно 2,2 тысячи американцев.
— прекращение военного транзита в Афганистан/из Афганистана через территорию Российской Федерации, в соответствии с недавним решением России прекратить транзит оружия и военной техники США/НАТО в Афганистан и обратно.
Согласно недавнему заявлению представителя Пентагона: «…ни работающие с нами по контракту коммерческие перевозчики, ни военные самолеты в настоящее время не следуют транзитом через Россию и не осуществляют перелеты через ее воздушное пространство». По его словам, США осуществляют тыловую поддержку военных операций в Афганистане, используя ряд других транспортных маршрутов, включая наземные пути через Пакистан, а также и другие, комбинированные варианты. Вместе с тем, он уточнил, что так называемая «Северная распределительная сеть» «…остается действующим транспортным вариантом», она охватывает много различных маршрутов, в том числе те, которые не пролегают через Россию.
Для справки: В конце 2014 года США завершили боевую миссию в Афганистане и вывели оттуда основную часть своего воинского контингента. Его численность достигала в 2011 году 101 тысячи человек. Сейчас в Афганистане дислоцируются менее 10 тысяч американских военнослужащих.
Согласно ранее действовавшим договоренностям, в Афганистан и из него через российское воздушное пространство осуществлялась переброска личного состава американских вооруженных сил и их грузов. Кроме того, Россия предоставляла США возможность транспортировать военные грузы по своей территории наземными видами транспорта.
15 мая с. г. премьер-министр РФ Д. Медведев подписал постановление Правительства России о признании утратившими силу ряда прежних нормативно-правовых актов, касавшихся организации транзита в Афганистан и из него.
— угрожающее усиление тенденции на значительное увеличение (расширение) посевных площадей опиумного мака в Афганистане.
Афганская наркоэкспансия грозит привести к политической нестабильности многие постсоветские государства, в том числе республики Центральноазиатского региона. Такой вывод сделали участники международной конференции, посвященной предотвращению наркотических угроз, прошедшей в Душанбе 27 мая с. г. Днем ранее в столице Таджикистана состоялась и встреча руководителей ведомств по борьбе с наркотиками стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Для справки: За последние 14 лет посевные площади опийного мака в Афганистане увеличились почти на треть. Как отмечают международные эксперты, сегодня маковые плантации в Афганистане занимают 224 тысячи гектаров. В результате, наркокартели стали в большем объеме получать сырье для производства героина. Следствием увеличения масштабов выращивания опийного мака является повышение урожайности этой культуры почти на 20 %, в связи с чем эксперты бьют тревогу.
Вместе с тем, директор Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана Р. Назарзода подчеркивает также и другие моменты: «Нас тревожит появление в провинциях Кандагар и Гильменд новых сортов семян опийного мака — более устойчивых к засухе, быстросозреваемых и увеличивающих урожай». Кроме того, он отметил, что рост наркопроизводства в Афганистане напрямую связан с ухудшающейся военно-политической обстановкой в этой стране. Причем, напряженность возрастает близ территории стран Центральной Азии (ЦА). А это уже создает условия для преступных группировок, организовывающих свои склады и лаборатории рядом с линией границы.
Рост наркопроизводства в Афганистане способствует развитию сети перераспределения опиатов до конечных потребителей. Через страны Центральной Азии проходит так называемый «северный маршрут» афганского наркотрафика. Он идет из Афганистана в страны Центральной Азии, а оттуда — в города России, отмечают представители российской Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Нестабильной и небезопасной сохраняется обстановка и в районах основных аэродромов и международных аэропортов Афганистана —Кабул, Герат, Мазари-Шариф, Кандагар и других. Помимо проведения терактов против сил США и НАТО, это объясняется усилением внимания отрядов боевиков «Талибана» и других террористических группировок к осуществлению контроля за ними как с целью организации транспортировки через них наркотических веществ, так и обеспечения снабжения своих отрядов с началом ожидаемого силового противостояния. Следует отметить, что все противостоящие силы имеют на вооружении средства борьбы с воздушными целями, а именно: зенитные и зенитно-пулеметные установки, а также широкий спектр переносных зенитно-ракетных комплексов как западного, а также иранского и китайского, так и российского (бывшего советского) производства.
В связи с последними событиями в Афганистане, особого внимания заслуживают вопросы возможной дестабилизации обстановки в Центральной Азии и, прежде всего, на границах Афганистана с Туркменией, Таджикистаном и Узбекистаном.
По оценкам спецпредставителя президента РФ по Афганистану З. Кабулова, скапливающиеся экстремистские группировки в северной части Афганистана могут попытаться прорваться на территорию соседних стран. Он также сообщил о формировании в нескольких северных афганских провинциях центров подготовки боевиков и двух очагах особо повышенной активности повстанческих сил, первый из которых, по его словам, сосредоточен в районе провинций Бадахшан и Кундуз, второй — западнее, в провинциях Бадгис и Фарьяб.
Так, дестабилизация ситуации в афганской провинции Фарьяб, граничащей с Туркменистаном, связана, прежде всего, с попыткой охладить пыл туркменских властей, пожелавших составить конкуренцию катарскому газу (Катар финансирует здешние группировки боевиков чисто из особенностей его коммерческих проектов в этом регионе).
Если говорить о ситуации на границе с Узбекистаном, то в последнее время никаких серьезных передвижений отрядов боевиков замечено не было, новых отрядов боевиков не наблюдалось.
Что касается Таджикистана, то там граница длиннее и труднодоступнее, поэтому и уверенно утверждать о концентрации или отсутствии боевиков не приходится. Но точно известно, что интерес у боевиков на стороне Афганистана сохраняется достаточно стойкий лишь в отношении транспорта наркотиков. В этом случае отмечается перемещение отдельных группировок боевиков как вдоль границы, так и их переходы в Таджикистан при сопровождении наркокараванов. При этом они выполняют несколько другие задачи.
В целом же, по оценкам международных экспертов, формирования боевиков на территории Афганистана по своему составу остаются достаточно разнородными. В число этнических групп, к которым принадлежат боевики Талибан, ИГИЛ и некоторых других группировок, входят таджики, киргизы, узбеки, а также арабы, выходцы с Северного Кавказа и уйгуры.