Посметный Виктор Александрович
Окончил в 1983 году Алма-Атинское Высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского союза И.С. Конева. В Афганистане проходил службу в 1983-1985 г.г., командиром разведывательного подразделения в/ч 39676 (191-й отдельный Нарвский ордена Александра Невского мотострелковый полк) провинция Газни. Награжден орденом Красной звезды. Имеет пулевое ранение, осколочное ранение и минно–взрывную травму.
« Афганская война. Хроники 80-х. Февраль 1984 года».
«... уделю внимание противнику, который противостоял Советской армии в Афганистане. Это важно, чтобы понимать особенности и сложность ведения войны. Для того, чтобы охарактеризовать противника необходимо ответить на следующие вопросы: Кто противник? Каков уровень его подготовки? И, наконец, оценить способность противника к самоотверженным действиям. Не буду утверждать, что моя оценка противника является истиной в последней инстанции, но полагаю необходимым изложить и аргументировать собственной мнение.
На первые два вопроса отвечу так: Рядовой боец противника, назовём его моджахед, это мужчина, в возрасте от 20 до 40 лет, то есть вполне сформировавшаяся личность и идущий воевать сознательно. Это грамотный человек, то есть имеющий начальное образование, а некоторые и неполное среднее. Тот, кто будет утверждать, что афганцы тёмные необразованные люди, будет обманывать себя и других. Конечно, имелись существенные отличия в культурах, нашей и афганской, но не более того. От этого различия в культурах возникает сложность понимания афганцев. В связи с этим, возникает стереотип восприятия чужой непонятной культуры: «Не понимаю, значит, они темные и необразованные». Но при внимательном наблюдении, обращало на себя внимание то, что даже в самом глухом кишлаке, имелась школа. Cвоеобразная, что и школой в нашем понимании назвать сложно, но было заметно, что афганцы стремились к всеобщему охвату обучением детей. То есть, практически все мужчины афганцы призывного возраста умели читать и писать и знали азы математики. Попадались нам и образцы учебников для моджахедов на дари. Это были толково составленные учебные пособия по боевой подготовке, то есть стрелковой, тактической и минно-взрывному делу. Согласитесь, что не имело бы смысла массово готовить эти учебные пособия для неграмотных. В последующем, в ходе длительной войны, и эта система образования Афганистана была разрушена. Но на середину 80-х, афганцы темными и необразованными не были, это уж точно. Исходя из этого, следует сделать вывод, что из среднего афганца призывного возраста без особых усилий, можно было подготовить хорошего бойца. Ему не требовалось долго объяснять принцип работы механизмов автомата и правила стрельбы из него, или как правильно установить мину и фугас. То есть, соображали они хорошо.
Следует заметить, что качественный скачок подготовки бойцов противника произошел к середине 80-х годов. Так, если мы рассмотрим динамику потерь Советских войск, то заметим, что боевые потери советских войск резко возросли с 1984-го года, этот год был самым тяжелым для Советских войск по величине потерь. В связи с этим, вспоминаются впечатления рассказанные мне знакомым прапорщиком, который дважды побывал в Афганистане. А именно, в самом начале компании 1980-1982 годах, и второй раз в 1984-1985 годах. Он на себе испытал отличие подготовки противника и усиление его вооружения, что выразилось в значительном увеличении интенсивности боевых действий. То есть, время противник не терял зря. Они интенсивно учились воевать, в том числе и у нас. В итоге, в индивидуальной подготовке рядового бойца (это действительно так), афганцы превзошли нашего солдата. И это закономерно, так как для бойца, главное это боевой опыт. А о каком накоплении опыта может идти речь у нас, если наш личный состав менялся каждые два года. Только обучится солдат соображать и головой вертеть, а тут и замена подошла. Это касается и офицеров. А в отличие от нас, противник личный состав не менял, и с каждым боем накапливал бесценный опыт, который как говорится, не пропьёшь.
Необходимо также отметить, что к середине 80-х на территории соседнего Пакистана была создана система учебных центров по подготовке моджахедов, где преподавали военные дисциплины иностранные военные специалисты, что конечно привело за короткое время к значительному росту уровня подготовки бойцов и командиров противника. Некоторые такие иностранные военные специалисты заходили и на территорию Афганистана, где принимали участие в боевых действиях с Советскими войсками.
В доказательство этого утверждения приведу следующий пример. Хотя мне лично не удалось встретить такого «коллегу», но нам летом 1985 года в ходе Пандшерской операции удалось захватить некоторые документы моджахедов. Из обычного набора всякого рода удостоверений, каких то справок, отчётов, учебных пособий и т.п. документов выделялись несколько личных фотографий, находившихся в портмоне. Было заметно, что это были личные фотографии владельца европейской внешности, но в связи с тем, что владелец портмоне был вынужден, как говорится «делать ноги», ему пришлось любимые фото оставить. Фотографии были любопытные, так как на них был изображен мужчина до 35 лет, в форме французского офицера. На одном из изображений себя любимого, он готовился к прыжку с парашютом, на других он стрелял на полигоне, имелись и официальные фото с какими-то видимо важными персонами. Мы тогда долго рассматривали эти фото и гадали, с какой целью этот француз таскал фотографии с собой. Потом решили, наверное, для того, что бы «набить себе цену» перед духами, мол вот какой я крутой вояка. Другого объяснения мы не нашли.
Но вернёмся к оценке противника и приложим к возросшему уровню его подготовки знание им местных условий, приспособленность к местному климату, то получим в результате грозного противника. Немаловажно и то, что афганцы это далеко не доходяги какие-то. Если мы рассмотрим физический тип афганца, а именно представителя юго-восточной горной части Афганистана, то обратим внимание, что это высокий, с развитой мускулатурой сухощавый мужчина.
Что касается способности противника к самоотверженным действиям, то следует констатировать, что противник был способен и на это. Он был упорен в обороне и настойчив в наступлении. Хитрый и изворотливый, и что важно, способный учиться. К примеру, небезызвестный Ахмад-Шах Масуд внимательно изучал опыт партизанской войны в Белоруссии, что ему в последующем пригодилось...
Теперь о соотношении потерь. Для правильной оценки соотношения потерь афганцев-моджахедов и Советских войск, следует исходить из того, что противники не находились в равных условиях. У Советских войск имелась замечательная артиллерия (заслуженная превосходная степень оценки), авиация и превосходство в умении планировать крупные боевые операции с использованием различных средств поражения. То есть, в условиях, когда это преимущество можно было использовать, соотношение было исключительно в нашу пользу. Но когда противники сходились в местах, а таковых в Афганистане было более чем достаточно, где артиллерию и авиацию применить было невозможно, то соотношение потерь было либо равным, а бывало и далеко не в нашу пользу...».