TYPHOON - ЧВК ДЛЯ БОРЬБЫ С ПИРАТАМИ
По прошествии нескольких столетий внешний облик пиратов, конечно же, претерпел определенные изменения: времена морских разбойников с деревянными ногами и болтливыми попугаями безвозвратно ушли (если они когда-либо существовали) и текущая инкарнация этих персонажей, чей облик овеян мифами и легендами, уже не кажется столь романтичной.
Выходцы из Сомали на своих лачугах бороздят просторы Индийского океана, захватывая торговые судна и требуя огромные суммы выкупов, за возврат драгоценного груза и перепуганных моряков. Размах их деятельности, примерно, соответствует площади североамериканского континента. ВМС стран Запада действуют более или менее разрознено и не в силах охватить территории такого масштаба.
В прошлом году Южной Корее пришлось отдать 16 миллионов фунтов стерлингов за выкуп одного из своих судов. И в период с 2009 по 2010 год общая сумма, заплаченная пиратам составила 263 миллиона. Часть полученных средств (около 50%) идет на финансирование террористических формирований, таких как сомалийская организация «Аль-Шабаб».
Встревоженные грузоперевозчики очень часто направляют свои корабли к Мысу Доброй Надежды, либо же проходят опасную дистанцию на повышенных скоростях, что обходится им в 1,9 фунтов стерлингов ежегодно. Представители компаний предпочитают потратить эту сумму вместо того, чтобы ждать 6-8 месяцев, прежде чем им возвратят захваченное судно, но уже без всего того, что делало его ценным.
На возмещение страховых убытков уходят годы, в некоторых случаях страховщики вовсе отказываются платить. В общей сложности затраты глобальной торговли составляют от 4,5 до 7,6 миллиардов фунтов стерлингов ежегодно.
Энтони Шарп, исполнительный директор частной охранной группы Typhon, полагает, что нашел ответ на вопрос о том, как защитить торговые суда от частых пиратских набегов. Он основал первую за 220 лет частную флотилию, появившуюся впервые со времен Ост-Индской компании.
Центр управления находится в Дубае, откуда представители Typhon будут вести наблюдение за передвижением лайнеров своих клиентов в Индийском океане. «В первую очередь мы будем пытаться вовремя обнаружить угрозу и использовать обходные пути, – объясняет Шарп. – Мы не заинтересованы в том, чтобы участвовать в сражении и пытаемся избежать этого любыми доступными способами».
Но открытое море непредсказуемо и, по-видимому, не всегда удастся избежать опасности. Компания Typhon применяет защитную модель конвоя. В центре сопровождающей группы находится 130-метровая плавучая база, на которой размещаются четыре быстроходных катера, способных развивать скорость до 50 узлов. В воздухе над плавучей базой находится аэростат или же беспилотный дрон, с помощью которого угроза может быть обнаружена на расстоянии 15 миль.
На борту сопровождающих кораблей находится команда из 60 вооруженных новейшим оружием охранников – бывших морских пехотинцев или же ветеранов Королевских ВМС (они зарабатывают от 200 до 1200 долларов в день).
Корабли передвигаются по океану под флагом Typhon, сигнализируя охотникам за выкупами о том, что их может ждать при попытке нападения. «Это напоминает королевский мотоциклетный эскорт, – рассказывает Энтони Шарп. – Злоумышленники, видя флаг, возможно, решат обратить внимание на другие, более уязвимые, цели».
Но пираты не всегда руководствуются логикой. В том случае, если подозрительное судно приблизится к конвою, охранники на быстроходном патрульном катере подплывут к потенциальным пиратам и сообщат о необходимости держаться на расстоянии полумили от запретной зоны.
«Вполне возможно, что такие действия спровоцируют их открыть огонь. Но у нас есть броневой нейлон и выстрелы нам не страшны», – говорит представитель Typhon. Следующим шагом при подобных обстоятельствах является не стрельба на поражение, а лишь один выстрел из снайперской винтовки M82 в корпус вражеского судна.
«Морские пехотинцы, которых мы нанимаем, являются профессионалами своего дела и способны выполнять работу, даже передвигаясь на высокой скорости».
Представителей охранной компании консультируют специалисты в юридической сфере, чтобы удостовериться в том, что все нормы международного морского права соблюдаются неукоснительно. А для потенциальных клиентов выгода от использования защиты Typhon представляется несомненной. И дело даже не в выкупе или расходах на топливо, а в страховых взносах, которые, согласно подсчетам представителей Typhon, сокращаются на 80%, если перевозчики пользуется сервисом охранной фирмы. Совет директоров компании возглавляет Саймон Маррей, ветеран Французского легиона. Также в совет директоров Typhon входит бывший начальник Генерального штаба лорд Ричард Деннет.
Представители охранной фирмы планируют расширить свой сервис на другие горячие точки мирового океана, такие как Гвинейский залив, где похищение нефти, добытой из нигерийских месторождений, превратилось в многомиллионный бизнес. Возможно, в будущем Typhon будет заключать контракты с руководством портов или даже национальными армиями. После этого Шарп планирует продать свое детище одной из крупных охранных компаний, у которой нет такого уникального подразделения. Первые лодки Typhon будут спущены на воду этой весной, и Джонов Сильверов XXI столетия ждет неприятный сюрприз…