Слава Богу что есть святые
С момента своего основания в 1961 году, РЛП в пропорциональном отношении набрала невероятное количество наград. За пятнадцать лет войны, только два человека получили высшую военную награду Родезии – Большой Крест за храбрость. Одним из них был бывший легкий пехотинец, южноафриканец Крис Шулленберг, позже прославивший себя в САС и Скаутах Селуса.
Уже к концу года в части появились две традиции. РЛП обзавелась талисманом – молодым гепардом, которого спасли от гибели недалеко от Виндхука, в Юго-Западной Африке. Гепард был внесен в списки части как «Рядовой гепард», а 10 июня 1961 года был произведен в младшие капралы. До своего расформирования гепард оставался официальным символом батальона. Нынешний гепард содержится в одном из заповедников неподалеку от столицы Зимбабве.
Второй традицией стал полковой марш. Он возник неформально, в ходе долгого пути, когда новобранцы из ЮАР ехали 800 миль на поезде, насвистывая полюбившуюся мелодию – ей была When The Saints Go Marching («Когда святые маршируют»).
Хотя главный штаб с Солсбери выступил с инициативой проведения конкурса на лучший марш, мелодия уже прижилась. Дирижер полкового оркестра Родезийских Африканских стрелков Льюис аранжировал ее, и вскоре вся Родезия стала называть легких пехотинцев «Святыми».
Наиболее яркие эпизоды той войны вряд ли когда-нибудь будут записаны. Некоторые из этих рассказов заставляют бледнеть от зависти самых изощренных голливудских сценаристов и кажутся выдумками – однако, все это правда. У всех этих историй есть свидетели – пока еще живые.
Действительно, из 20000 убитых за прошедшую декаду террористов ЗИПРА и ЗАНЛА, 80% погибли от рук РЛП. Только в 1979 году легкие пехотинцы уничтожили более 2000. Этот год также был самым тяжелым для батальона в плане потерь – 50 человек убитыми.
За всю историю войны РЛП потеряла чуть более 100 человек в бою. Еще несколько десятков умерли или погибли по иным причинам – подорвавшись на мине, в результате несчастного случая, умерли от малярии и т.п.
Легкие пехотинцы уничтожали врагов как внутри страны, так и за ее пределами, порой участвуя в рейдах, своей дерзостью напоминавших подвиги их отцов во Вторую Мировую.
Иногда в результате одного скоординированного рейда число убитых врагов переваливало за тысячу – при собственных потерях 2 или 3 человека.
Противник был отлично вооружен; в ряде случаев против молодых солдат стояли наиболее подготовленные «ударные» кадры террористов. Оглядываясь назад, достижения РЛП кажутся порой невероятными. Тем более, что суммарно, численность личного состава 4 рот РЛП никогда не превышала 480 человек – хотя по положению должна быть более 600. В основном численность колебалась в пределах 250-350 человек, практически постоянно проводивших время в буше.
Как и в случае с другими легендарными частями прошлого, в батальон не испытывал проблем с теми, кто хотел бы служить в одной из лучших частей. Энтузиасты со всего мира, сумевшие добраться до Солсбери, хотели попасть в ряды «Святых». Их не смущало даже то, что жалование рядового было невысоким – 400$ в месяц, из которых на руки, после вычета, солдат получал менее 350$.
Они прибывали со всех пяти континентов, молодые и не очень, из Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Норвегии, Исландии, Франции, Израиля, Австралии, Сейшельских островов, Латинской Америки и США. В 1978-1979 годах в РЛП даже служили индейцы – бывшие ветераны Вьетнама.
Большинство новичков – кроме тех немногих, кто смог представить убедительные доказательства своего предыдущего боевого опыта – проходили четырехмесячный курс начальной подготовки и только потом распределялись по ротам. Как скоро новичок отправлялся на свой первый боевой выход – это уже зависело от решения роты. Обычно первой операции предшествовало два-три патрулирования в буше – чтобы боец мог приноровиться к условиям и понять, что от него требуется. Последнее слово оставалось за ротным сержантом – и после этого легкий пехотинец отправлялся в бой.
Питание на боевых зависело от конкретных условий. На постоянной базе, например в Дарвине или Гранд-Рифе, войска получали то же питание, что и остальные части родезийской армии. Либо же их снабжали бесконечными сухими пайками – один паек как правило был рассчитан на день, но часто его приходилось растягивать на три. На длительных операциях было хуже – никто не мог предсказать, как долго коммандос придется «зависать» в буше.
Некоторые рекорды батальона РЛИ остаются непревзойденными. Так, за четыре года пребывания в статусе воздушно-десантной части, на счету батальона зафиксировано 5,190 боевых десантирований – гигантская цифра для столь небольшой части. Кроме того РЛП удерживает неофициальный мировой рекорд: три боевых десантирования в течение одного дня, каждое из которых заканчивалось боестолкновением с противником. Другое примечательное достижение: боевое десантирование с высоты менее 300 футов в полном снаряжении (с пулеметами и минометами).
В разгар партизанско-террористической войны, когда Родезия, сражаясь с врагами, испытывала сильнейшее давление со стороны супердержав и ООН, именно тогда, премьер-министр Родезии Ян Смит произнес фразу: «Слава Богу, что есть Родезийская легкая пехота».
http://www.youtube.com/watch?v=0s-VTYD9g98&feature=related