Strannik, спасибоза интересный материал и фото.
Чуток расширю текстовую часть:
Гантраки
(по материалам "Отваги")
«Неправильная» война порождает «неправильное» оружие, о необходимости создания которого военные теоретики, мыслящие категориями фронтовых операций и ядерных ударов, не могли и предполагать. Инициативу создания новых видов боевой техники берут на себя сами участники боевых действий, поскольку от ее наличия зависит жизнь солдат и офицеров.
В середине 60-х годов вооруженные силы США «всерьез и надолго» втянулись во вьетнамскую войну. Более чем полумиллионная американская группировка требовала постоянного и обильного снабжения боеприпасами, горючим, продовольствием, амуницией. Все это доставлялось морем в порты Южного Вьетнама, затем на грузовиках развозились в глубь страны, к военным базам и лагерям американских войск. Транспортные колонны, состоявшие иногда более чем из 200 автомашин и растягивавшиеся по шоссе на 15 километров, стали излюбленными целями для нападений партизан. На одном из самых опасных направлений действовали подразделения американской 8-й транспортной группы.
Она прибыла во Вьетнам в октябре 1966 г. и сразу же приступила к перевозкам из прибрежного города Куинян на север, в район Бонгшона, и на юг к Туйхоа по дороге №1, а также на запад по дороге №19 к городам Анкхе и Плейку. Ежемесячно грузовики группы перебрасывали более 90 тыс. тонн боеприпасов, стройматериалов, топлива и других грузов. О напряжении, с которым работали автотранспортные подразделения, говорит тот факт, что водители проводили за рулем иногда по 17-20 часов все семь дней в неделю. Дорога №19 была наиболее сложной и опасной из всех магистралей, по которым им приходилось передвигаться. От побережья она шла в горы, проходя по нескольким перевалам. Обстрелы и подрывы были здесь обычным делом. Особенно тяжелым считался отрезок пути от города Анкхе до перевала Мангджанг, за что водители и прозвали его «Аллеей засад».
Обычно безопасность транспортных колонн обеспечивали подразделения военной полиции. Однако для того, чтобы надежно защитить грузовики 8-й группы на дороге №19, у них не хватало ни людей, ни вооружения. Блокпосты, расставленные по этому шоссе, могли уберечь автомобили только на небольших участках.
К концу лета 1967 г. въетконговцы, действовавшие в районе дороги №19, начали крупную операцию с целью перерезать эту важную для американских войск транспортную артерию. 2 сентября колонна, возвращавшаяся из Плейку порожняком, попала под массированный обстрел в «Аллее засад». В результате нападения погибли 7 водителей, 17 получили ранения, было разбито около 30 грузовиков. В этот день 8-я транспортная группа понесла самые тяжелые потери за год своего пребывания во Вьетнаме.
Проанализировав причины столь печального итога и действующую тактику прохождения колонны, командование 8-й группы разработало концепцию применения «усиленных конвоев». В них входили транспортные автомобили, связные джипы и «гантраки» – армейские грузовики М35 грузоподъемностью 2,5 тонны, в кузовах которых устанавливались два пулемета М60, прикрытые мешками с песком. 8-я группа была не первым американским подразделением во Вьетнаме, начавшим использовать подобного рода импровизированные боевые машины, однако именно она стала применять их в массовом количестве.
Экипаж «гантрака» состоял из командира в звании сержанта, водителя и двух пулеметчиков. Ему предписывалось открыть огонь по неприятелю в первые три минуты после нападения. И если водители обычных грузовиков старались как можно быстрее Выбраться из-под обстрела, то «гантраки», наоборот, оставались на месте, стараясь прикрыть поврежденные машины и их водителей.
Количество «гантраков» в колоннах все время увеличивалось. Оптимальным было признано наличие одного вооруженного грузовика на каждые 10 транспортных автомобилей.
После нескольких недель использования первых «гантраков» стало ясно, что защита из мешков с песком неэффективна. Во влажном, дождливом вьетнамском климате песок впитывал много воды, утяжеляя конструкцию и тем самым ухудшая подвижность машины, столь необходимую при стычках с партизанами. Положение изменилось после того, как один из уоррент-офицеров 8-й группы обнаружил на складе запчастей несколько листов брони и предложил наварить их на один из «гантраков». В октябре 1967 г. все вооруженные грузовики получили бронезащиту.
Как правило, бронекорпус «гантрака» представлял собой прямоугольную коробку, смонтированную взамен грузовой платформы. Броней также прикрывались двери и пол шоферской кабины. В бортах бронекузова делались вырезы в местах установки М60. В экипаж также был введен гранатометчик, вооруженный 40-мм гранатометом М79. По первому опыту использования «гантраков» изменили тактику их применения. Экипажам разрешалось занимать любое место в ордере транспортного конвоя, чтобы противник при подготовке засады не мог заранее рассчитать, на каком месте колонны следует сосредоточить огонь.
Первое настоящее испытание выпало на долю экипажей «гантраков» 24 ноября 1967 г. Автоколонну, приближавшуюся к «Аллее засад», внезапно атаковала рота въетконговцев. Первый грузовик, груженный артиллерийскими снарядами, был подбит выстрелом из гранатомета. Экипажи «гантраков» открыли огонь по нападающим, и после двадцатиминутного боя противник начал отступать. Его потери составили 41 человек убитыми. Четырех раненых партизан американцы взяли в плен. В конвое 17 джи-ай получили ранения. 10 грузовиков, включая 4 «гантрака», были разбиты или повреждены. В рапорте, написанном после этого боя, командир 8-й группы сообщал, что только быстрая реакция и большая огневая мощь конвоя спасла его от уничтожения.
Накапливая опыт эксплуатации «гантраков», американцы совершенствовали их конструкцию и тактику применения. Для того чтобы повысить подвижность этих маневренных огневых точек, в 8-й группе начали бронировать автомобили М51 грузоподъемностью 5 тонн. Бронекорпус стал использоваться не только для установки вооружения. В нем перевозились запчасти, вода, масло, огнетушители. Тем самым «гантраки» превращались еще и в своеобразные БРЭМы. Для защиты от огня вьетнамских РПГ-7 борта некоторых машин стали прикрывать разнесенной броней.
Однако основные изменения были направлены на усиление огневой мощи этих боевых машин. Помимо М60 их стали оснащать 12,7-мм пулеметами М2НВ. На некоторых «гантраках» эти пулеметы появились в варианте счетверенных зенитных установок М16 (снятых с полугусеничных транспортеров времен Второй Мировой войны). В 8-й группе построили 7 грузовиков с таким вооружением. На несколько машин поставили шестиствольные 7,62-мм установки «миниган» со скорострельностью 6 тыс. выстрелов в минуту и как нельзя лучше подходившими для «огневой зачистки» вьетнамской «зеленки».
С повышением боевой эффективности «гантраков» возрастала и нагрузка на их экипажи. Они защищали теперь не только конвои днем, но и пункты дислокации транспортных рот ночью. Между тем создание и применение вооруженных грузовиков всегда рассматривалось лишь как временная мера, до тех пор, пока для охраны колонн не найдется достаточного числа штатных эскортных бронемашин V-100. Однако до конца войны во Вьетнаме транспортные подразделения так и не получили их в необходимых количествах, и основным средством обороны автоколонн оставались «гантраки».
Однако применение вооруженных грузовиков имело и свои отрицательные стороны. Они все время своего существования оставались нештатными, неофициальными боевыми единицами. Их экипажи набирались из водителей и обслуживающего персонала транспортных рот, автомобили для бронировки снимались с работы по перевозкам. Экипажи «гантраков» составляли до 15% от штатной численности подразделений. Возможности 8-й группы по перевозке необходимых грузов снижались, что сильно изматывало личный состав, износ техники увеличивался.
«Технари» группы, занимавшейся бронировкой грузовиков, испытывали постоянные трудности с материалами. Достать бронелисты необходимых размеров и в нужном количестве было непросто. Иногда для изготовления «гантраков» использовали корпуса неисправных бронетранспортеров. Такой вариант считался наиболее удачным.
Любовь американских солдат давать своей технике личные имена проявилась и в отношении «гантраков». Их борта украшали различного рода рисунки и надписи: «Катафалк дядюшки Хо», «Колесница дьявола», «Железная бабочка». У солдат пользовались популярностью также самодельные неофициальные нашивки, говорившие о принадлежности к экипажу «гантрака».
УЧАСТНИКИ РАЗНЫХ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ СОЗДАЮТ ОДИНАКОВЫЕ БОЕВЫЕ МАШИНЫ
Спустя несколько лет после того, как джи-ай покинули Вьетнам, с необходимостью обеспечить безопасность транспортных колонн путем вооружения обычных грузовиков столкнулись советские солдаты в Афганистане. Это был не первый опыт создания «гантраков» в нашей стране. В конце 1941 г. в Ленинграде забронировали некоторое количество автомобилей ЗИС-5, в кузовах которых размещали 45-мм противотанковые пушки или морские артиллерийские установки того же калибра. Правда, эти машины использовались не для охраны колонн, а как эрзац-танки на Ленинградском фронте.
В Афганистане в кузовах обычных армейских «КамАЗов», «Уралов», ЗИЛ-131, а поначалу и ЗИЛ-130 монтировались спаренные 23-мм зенитные установки ЗУ-23-2. Некоторые автомашины прикрывались кусками брони, часто взятой от разбитых БМП или БТР. Отечественные «гантраки», иногда называемые «афганские САУ», активно применялись во время первой чеченской войны.